12.01.2021

soran logo 2Топ-30 разработок сибирских учёных в 2020 году

На портале «Новости сибирской науки» можно познакомиться с инновациями и последними достижениями сибирских учёных. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию Топ-30 сообщений о наиболее значимых и интересных научных разработках 2020 года, размещенных на нашем сайте.

Новосибирские учёные создают модель 3D-принтера для печати биокерамических имплантов

Главный специалист-технолог Института автоматики и электрометрии СО РАН Сергей Баев подчёркивает главное достоинство этого метода ─ возможность быстро изготавливать индивидуальную модель.

Время изготовления одного импланта ─ несколько часов. Это в разы быстрее существующих на рынке технологий.

Старший научный сотрудник Института химии твёрдого тела и механохимии СО РАН Наталья Булина отмечает, что достижением коллектива является ещё и то, что смогли сделать диаметр пучка лазера очень маленький, всего две десятых миллиметра. В результате, как ручкой можно рисовать тонкую структуру костной ткани.

Топливо, которое растет под ногами

С помощью нового катализатора можно получать экологически чистые компоненты моторных топлив.

Патентообладатель: Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук.

Сибирские ученые создают высокоточную систему ориентации БПЛА с возможностью разновысотных измерений

Создание новой системы ориентации БПЛА осуществляется специалистами Научно-исследовательского института радиотехнических систем ТУСУРа в рамках российского проекта «Аэротомография», который реализуется на базе Новосибирского госуниверситета совместно с Институтом нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН.

Сибирские ученые разработали маски против вирусов

Исследователи из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН разработали материал для медицинских масок, имеющий высокую антибактериальную и противовирусную активность (она была показана в ГНЦ ВБ «Вектор»). Материал, разработанный в ИХТТМ СО РАН, состоит из мельтблауна и наносеребра.

В Новосибирске разработали уникальное приложение на основе принципов работы искусственного интеллекта

Сотрудники научно-образовательного центра «Машинное обучение и анализ больших данных» Новосибирского государственного университета совместно с Институтом катализа им. Г. К. Борескова СО РАН занимаются изучением и развитием технологий, связанных с глубоким машинным обучением. Одной из разработок стало приложение, которое в режиме online может сканировать и анализировать определенные виды микроскопических изображений.

Сибирские ученые создали алгоритм для перевода старой орфографии в современную

Сотрудники Института вычислительных технологий СО РАН разработали систему, которая позволяет переводить дореволюционные издания в современную русскую орфографию практически без участия человека. Алгоритм может выполнять рутинную работу редакторов и дает исследователям дополнительные инструменты для анализа текстов.

Нагретая растительная биомасса может использоваться в медицине и энергетике

Российские ученые из Института химии твердого тела и механохимии СО РАН изучили изменения структуры клеточных стенок растений после механической обработки при разной температуре. Работа опубликована в журнале Molecules. Исследование поддержано Президентской программой исследовательских проектов Российского научного фонда.

Новосибирские ученые помогут прочитать нарушенную ДНК

Исследователи Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Новосибирского государственного университета работают над коктейлем из белков, который способен помочь в расшифровке деградировавшей ДНК — это важно, в частности, для палеогенетиков и судмедэкспертов.

Препарат на основе белка плазмы крови сделал МРТ безопаснее и точнее

Сибирские химики разработали органический препарат, применяемый врачами перед сеансом магнитно-резонансной томографии с использованием контрастных веществ.

Руководитель проекта по гранту РНФ, главный научный сотрудник Новосибирского института органической химии имени Н. Н. Ворожцова СО РАН, д.х.н. Игорь Григорьев: «Химики давно заметили потенциал органических препаратов для проведения контрастной МРТ. Наша научная группа поставила себе задачу — найти органическое вещество, соответствующее четырем параметрам: оно должно присутствовать в норме в организме пациента, у него должна быть маленькая действующая концентрация, высокая растворимость и совместимость с организмом». В исследовании принимала участие лаборатория биомедицинской химии ИХБФМ СО РАН.

Безопасный способ борьбы с тромбозами при коронавирусе предложили сибирские ученые

В Сибири несколько лет назад разработан фибринолитик нового поколения. Это лекарство создано при участии компании «Сибирский центр фармакологии и биотехнологии,  ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» и Института ядерной физики СО РАН, а также томского НИИ фармакологии и регенеративной медицины.

Томские ученые нашли способ увеличить дальность действия и стабильность оптического пинцета

Ученые Томского политехнического университета вместе с коллегами из Института оптики атмосферы СО РАН нашли способ увеличить дальность действия оптических ловушек, или оптического пинцета. Подобные устройства используются для передвижения отдельных микрочастиц в биологии и химии. Результаты исследования опубликованы в журнале Optics Letters (IF: 3,866; Q1).

Сибирские ученые нашли системы нор раннекембрийских морских организмов

Исследователи из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН совместно с коллегами из Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН обнаружили одно из древнейших свидетельств глубокого зарывания живых организмов в осадок, которое обеспечивало обмен компонентами между слоями и водами океана. Это означает, что уже около 540 миллионов лет назад среди обитателей морского дна началась спецификация по характеру переработки осадка в поисках пищи. Статья об этом опубликована в Precambrian Research.

Новосибирские физики смогли захватить одиночный атом и сфотографировать его

Ученые Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН, Новосибирского государственного университета и Новосибирского государственного технического университета смогли удержать одиночный атом рубидия в оптическом пинцете в течение сорока секунд. Это один из необходимых этапов при создании отечественного квантового компьютера. Кроме того, удалось зарегистрировать атом в ловушке с помощью видеокамеры,  применив для получения изображения длиннофокусный объектив. Детали эксперимента изложены в журнале «Квантовая электроника».

Томские ученые разработали принципиально новую антивирусную лампу

Томские ученые и производственники представили губернатору Сергею Жвачкину эксиплексный рециркулятор «Экран-50.1» – новейший образец антивирусных ламп, сделанный в Томске.

О  новинке главе региона рассказали  директор Института сильноточной электроники СО РАН академик Николай Ратахин (возглавляемый им академический институт разработал опытный образец эксиплексной лампы) и генеральный директор НПЦ «Полюс» Сергей Русановский (научно-производственный центр приступает к производству новых антивирусных ламп).

Химики создали семейство веществ, которое избирательно разделяет этан и этилен

Исследователи из Института неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН создали целое семейство металл-органических каркасных структур, которые способны сорбировать этан из газовой смеси лучше, чем этилен. Открытие, которое найдет применение в крупнотоннажном химическом производстве, опубликовано в престижном химическом журнале Angewandte Chemie International Edition.

В Новосибирске ученые разрабатывают новый способ получения сверхпрочной керамики

Ученые Института катализа Сибирского отделения Российской Академии наук разрабатывают энергоэффективный способ получения керамических материалов на основе матрицы карбида кремния, модифицированной многослойными углеродными нанотрубками.

Космонавты будут подкармливать пшеницу – пшеницей

Разработка системы жизнеобеспечения человека для длительных космических миссий – один из наиболее известных проектов красноярских ученых. Очередным этапом в создании технологии полного замыкания биологического цикла стала работа по оптимизации переработки растительных остатков. Результаты исследования опубликованы в журнале Life Sciences in Space Research.

Ученые выявили гены, связанные с хронической мышечно-скелетной болью

Ученые из лаборатории теоретической и прикладной функциональной геномики Факультета естественных наук НГУ и лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа ИЦиГ СО РАН совместно с зарубежными коллегами предложили нестандартный подход к изучению генетических основ хронической боли. Они предложили объединить несколько типов хронической боли — в данном случае боль в спине, колене, бедре и шее/плечах — и выделить так называемый «генетически независимый фенотип». Результаты работы были опубликованы в журнале с открытым доступом Communications Biology.

Сибирские ученые сконструировали необычный летательный аппарат

На международном форуме "Армия-2020" большое внимание привлек необычный летательный аппарат, разработку которого ведет Фонд перспективных исследований в рамках проекта "Циклон". Циклолет разработали ученые Института теплофизики СО РАН.

Новое экологически безопасное и эффективное удобрение - разработка сибирских учёных

Ученые Тюменского государственного университета (ТюмГУ) в составе научного коллектива показали, что удобрение на основе распространенного глинистого минерала глауконита оказывает стимулирующее действие на показатели почвы и урожайность растений в течение, как минимум, двух полевых сезонов. По мнению исследователей, это доказывает его полную экологическую безопасность и пролонгированный эффект. Результаты исследования опубликованы в высокорейтинговом журнале "Agronomy".

Томские ученые придумали новый рецепт зимнего дизельного топлива

Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) нашли способ производства арктического дизельного топлива из зимнего, а зимнего из межсезонного. Результаты исследования опубликованы в журнале Oil & Gas Science and Technology - Revue d'IFP Energies Nouvelles.

Физики рассчитали параметры ускоряющего элемента для синхротрона СКИФ

Ученые рассчитали параметры одного из ускоряющих элементов новосибирского синхротрона СКИФ – инжектора. Они выяснили, сколько этому прибору нужно ускоряющих структур.

В Томске нашли способ создавать компактные быстрые сенсоры взрывчатки из оксида галлия

Ученые Томского государственного университета (ТГУ) выиграли грант Российского научного фонда (РНФ) на исследования свойств нового материала - оксида галлия (Ga2O3) - и создание газовых сенсоров из него. Устройства с данными сенсорами будут отличаться от аналогов компактным размером и повышенным быстродействием, могут использоваться для поиска взрывчатых веществ, сообщил автор проекта Алексей Алмаев.

Сибирские ученые получили топологические изоляторы на основе селенида висмута новыми способами

Результаты совместных работ специалистов Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН, Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета опубликованы в журналах Materials Research Bulletin и Nanotechnology.

В Новосибирске изобрели устройство для экологичного сжигания нефтяных отходов

Ученые Института теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) НЭТИ создали горелочное устройство, которое позволит сжигать нефтяные отходы и отработанное масло без вреда для экологии. Аналогов ему в мире в настоящее время не существует.

Сибирские ученые разработали препарат для лечения гриппа с удвоенным противовирусным эффектом

Группа исследователей, в которую вошли сотрудники ТГУ, ИПХЭТ СО РАН (Бийск) и НИИ фармакологии и регенеративной медицины им. Е.Д. Гольдберга ТНИМЦ, разработала новую технологию синтеза фармацевтической субстанции осельтамивира этоксисукцината и получила препарат с удвоенным противовирусным эффектом.

Ученые создали биосорбент, способный определять в сырье редкоземельные металлы

Группа российских ученых, в состав которой вошли специалисты Сибирского федерального университета (СФУ, Красноярск), изобрела биосорбент из рисовой шелухи, позволяющий определять и выделять редкоземельные металлы в угольной золе и вулканических отложениях. Результаты исследования опубликованы в журналах Analytical Methods и Separation Science and Technology.

Разработки сибирских ученых творят чудеса в прямом эфире

Учёные ИАиЭ СО РАН совместно с компанией СофтЛаб-НСК разработали систему, которая позволяет творить чудеса в прямом эфире. Её уже используют не только на российском и зарубежном ТВ – эта технология помогает подготовить космонавтов проводить стыковки кораблей с МКС.

Черную пшеницу и синий ячмень вывели новосибирские генетики

Новосибирские генетики доказали – человеческий гормон меланин содержат многие растения. Более того, представители флоры умеют общаться друг с другом. Статью опубликовали в авторитетном научном журнале, а на экспериментальные поля высадили разноцветный ячмень, который получился в результате генетических изменений.

Ученые ИТПМ СО РАН разработали технологию высокопрочной лазерной сварки для авиации

Ученые Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) им. С. А. Христиановича Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) разработали технологию высокопрочной лазерной сварки для авиационной промышленности. Об этом сообщил научный сотрудник ИТПМ СО РАН Александр Маликов. Проект победил на конкурсе инновационных проектов аэрокосмической отрасли. В 2020 году на конкурс было прислано более 50 заявок.

Топ-30 разработок сибирских ученых в 2020 году – Новости сибирской науки (sib-science.info), Новосибирск, 30 декабря 2020.