Институт в фотографиях

13.04.2018

Михаил Лаврентьев: «Мы подходим к борьбе с терроризмом из космоса»

Лаврентьев М.М.

Новосибирский учёный дал интервью ко Дню космонавтики

О том, как в Новосибирск приезжал космонавт Алексей Леонов, зачем тренировать «космических фотографов» и как «продавать» космос, рассказал заведующий лабораторией ИАиЭ СО РАН профессор Михаил Лаврентьев, отвечая на вопросы в пресс-центре ТАСС.

– С чего началась ваша работа над тренажёром для фотосъёмки в космосе?

– Наши работы с Центром подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина начались в 1987 году, но начало истории чуть-чуть дальше. В 1985 году в институт приезжал космонавт Алексей Леонов, и ему показали возможности современных компьютерных тренажёров. Генератор изображения для страны был вещью новой. Леонову показывали систему, где как бы сажают самолёт на палубу корабля. Чтобы проверить, как это все работает, перед самой посадкой перевернули самолёт. Если бы там действительно был лётчик, то это всё, катастрофа. Леонов чуть головой не разбил монитор, сказал несколько всем понятных слов, но поверил в будущее компьютерных тренажёров, и система стала использоваться, пошли работы. Вот этот уровень Центра подготовки космонавтов прошёл через все эти годы, через разную экономическую ситуацию, через разную модель взаимодействия с Центром подготовки космонавтов. Были крупные заказы, разрабатывалось и оборудование, и компьютерные программы.

Сейчас наша часть – это в основном визуальная обстановка. Но кроме этого у нас была задача сделать тренажёр, чтобы космонавт на орбите мог за те 25 секунд, которые ему отводятся, навести фотоаппарат, узнать тот участок, на фотографирование которого получил задание, и произвести съёмку. Оказывается, этому надо тренировать, и одна из задач, которая исходно не подразумевалась – все сделать так, чтобы человек, находясь на Земле, отрабатывал эти задания и эффективно работал в космосе.

– Планируется, что такие тренажёры создадут и для съёмок поверхности Луны. Какие ещё похожие задачи вы ставите?

– Если говорить про поверхность Луны, то можно сказать, что технологически все этапы создания такой системы пройдены на созданном тренажёре. Конечно, возникнут некоторые нюансы. Стоит другая очень интересная задача. Все мы наблюдаем по сообщениям, что такой-то космонавт совершил выход в открытый космос, который длился столько-то времени. И сейчас одна из задач, которая перед нами стоит (она пока не реализовалась конкретно в проект), – дать астронавту возможность отработать всё то, что он увидит в космосе, находясь в Центре подготовки на копии этой станции. Хорошая задача, связанная с решением целого ряда научных проблем, мы совместно с Центром подготовки космонавтов медленно, но неуклонно двигаемся к её решению. И, как мы оцениваем, это некое новое слово в технологии. И когда эта задача будет решена, она найдёт применение в самых разных областях.

– Что нужно, чтобы научные разработки в сфере космических технологий были коммерчески востребованы?

– Космическая наука, с моей точки зрения, относится к такой области, где нельзя ждать того же, что и от бизнес-плана, когда вы открываете торговую точку и считаете, сколько у вас будет покупателей, какие будут затраты и так далее. По существу, когда речь идет про космос, мы говорим о технологиях завтрашнего дня. Это работы, которые выполняются в очень жёстких условиях, когда за каждым граммом веса надо следить. Уже сейчас космические технологии приносят объективную пользу. Мы уже не задумываемся, когда берем свой гаджет и звоним в Австралию. Неважно, как идёт сигнал, но за этим стоят технологии. Это и пожары, и наводнения, и другие ситуации. Я бы сказал, что мы уже подходим к борьбе с терроризмом, чтоб можно было мониторить из космоса, что происходит в определённых местах на планете. Так что здесь нельзя точно посчитать отдачу. Это те технологии, которые меняют нашу жизнь.

Записала Юлия Моисеева

 

Источник:

Михаил Лаврентьев: «Мы подходим к борьбе с терроризмом из космоса» – БК (bk54.ru), Новосибирск, 12 апреля 2018.

 

Материал в формате pdf