05.12.2025

О чём спрашивали внука Михаила Лаврентьева ученики новосибирского лицея № 130

 

Михаил Лаврентьев

Михаил Михайлович Лаврентьев рассказал лицеистам о жизненном пути своего деда, об основных его достижениях, показал редкие архивные и семейные фотографии. Фото: Михаил Периков

 

Одна из лидирующих школ Новосибирска и Академгородка лицей № 130 пригласила внука основателя СО РАН Михаила Лаврентьева пообщаться с учащимися. По словам директора образовательного учреждения Сергея Сопочкина, встречи лицеистов с известными в мире науки людьми уже стали традицией, а визит Михаила Лаврентьева имеет ещё и особое значение с учетом того, что школа носит имя его деда.

19 ноября исполнилось 125 лет со дня рождения знаменитого советского математика и механика, основателя Сибирского отделения Российской академии наук и новосибирского Академгородка Михаила Лаврентьева. В ходе празднования юбилея в Новосибирске произошло много событий, посвященных жизни и работе известного ученого. Одно из них – встреча с учащимися лицея № 130, известной городковской школы, внука основателя Академгородка, заместителя директора по научной работе, заведующего лабораторией программных систем машинной графики Института автоматики и электрометрии СО РАН, доктора физико-математических наук Михаила Михайловича Лаврентьева.

Руководство лицея не первый раз организовывает встречи с крупными учеными для своих учеников. Михаил Михайлович Лаврентьев рассказал детям о жизненном пути своего деда, об основных его достижениях, показал редкие архивные и семейные фотографии.

Свою лекцию Михаил Михайлович начал с самых главных достижений знаменитого математика, которых хватило бы не на одну жизнь. Особое внимание в своем выступлении он уделил использованию открытий и исследований Михаила Лаврентьева в жизни. Примером результатов академика в области прикладной математики могут послужить методы расчета подъемной силы крыла самолета, о чем Михаил Михайлович ранее рассказывал в интервью «Континенту Сибирь». Гость говорил со школьниками о том, как Михаил Алексеевич Лаврентьев применил абстрактную математическую теорию конформных отображений для решения практических задач гидро- и аэродинамики. Как и в интервью «Континенту Сибирь», особое внимание в своей лекции он уделил оборонным заслугам академика, его разработкам, связанным с кумулятивным эффектом, и тому, как они использовались в военной инженерии.

Первый артиллерийский ядерный снаряд в Советском союзе тоже разрабатывала группа Михаила Лаврентьева. Создан он был быстро, за два года, для уравнения сил с армией США, где подобный снаряд был сделан раньше.

Михаила Алексеевича Лаврентьева по праву можно считать одним из отцов-основателей первых отечественных электронно-вычислительных машин. Сегодня многие школьники планируют связать свою жизнь с IT, так что в этом направлении учёный был для них первопроходцем.

«Лекция мне понравилась. Михаил Михайлович рассказал много интересного о своем деде. Я узнал немало новых фактов. Для меня это было очень познавательно и как для жителя Академгородка, и как для человека, планирующего получить техническую специальность», — сказал «Континенту Сибирь» ученик 8 математического класса Марк Антонов.

 

fbfvbdcb

Учащиеся слушали с интересом, многие из них, несмотря на то, что уже немало слышали об основателях Академгородка, узнавали для себя что-то новое. Фото: Михаил Периков

 

Михаил Алексеевич оставил свой след в информационных технологиях, военной инженерии, освоении космоса — в стратегических отраслях науки и технологий, при этом особо значимой стала его роль в качестве основателя Академгородка.

Лаврентьев был одним из разработчиков нового типа университетов. Речь идет о Московском физико-техническом институте, где готовили физиков для работы в оборонном секторе. Главное отличие этого института в том, что большинство преподавателей активно работали в институтах Академии наук. Это был принципиальный момент для Михаила Алексеевича, который всегда говорил, что студентов должны обучать ведущие ученые. Так сделано всего в двух университетах в России, один из которых – Новосибирский государственный университет, праву занимающий высокие позиции в рейтингах вузов.

Михаил Михайлович Лаврентьев также упомянул еще одно важное достижение своего деда, которое характеризует его как человека волевого, свободомыслящего и смелого, – это создание Института цитологии и генетики. В СССР генетика определенное время находилась под запретом как «чуждая западная теория», однако Лаврентьев смог отстоять существование научной структуры, занимающейся генетическими исследованиями в Академгородке. Институт, который по его приглашению возглавил Николай Дубинин, не раз хотели закрыть, но Лаврентьев этого не допустил.

Одними из наиболее значимых своих достижений сам Михаил Алексеевич считал, по словам его внука, Физико-математическую школу и Клуб юных техников. Основатель СО РАН был уверен: дети – это основа, а для развития науки важна подпитка системы образования, начинающаяся в школе. Именно поэтому, говорит Михаил Михайлович, необходимо проводить подобные встречи со школьниками: растущие поколения должны знать историю не только города, в котором живут, но и высшего учебного заведения, куда собираются поступать, осознавать, какие люди его создавали и кто продолжает их дело. Директор лицея №130 Сергей Сопочкин поддерживает эту идею.

 

Сергей Сопочкин

Сергей Сопочкин особое внимание уделил необходимости создания музея имени Михаила Алексеевича Лаврентьева в Академгородке. Фото: Михаил Периков

 

«Для учеников такие встречи – не новый формат. К нам приходят и наши выпускники, которые стали докторами наук и работают в лабораториях. Я рад, что Михаил Михайлович Лаврентьев приходит к нам не в первый раз, что общается с детьми и рассказывает о своем дедушке. Недавно мне довелось посмотреть фильм «Самая умная улица мира» о создании Академгородка и его основателях. Сейчас, в преддверии конкурса, этот фильм можно было увидеть лишь на закрытом показе, но как только это будет возможным, мы обязательно покажем его детям. Так что среда у учащихся весьма насыщена. Это необходимо, чтобы вовлекать школьников в науку на перспективу», – объясняет свою позицию директор лицея.

С точки зрения популяризации истории, науки и зарождения интереса к научным исследованиям у детей, Сергей Сопочкин особое внимание уделил необходимости создания музея имени Михаила Алексеевича Лаврентьева в Академгородке.

В целом учащиеся слушали с интересом, многие из них, несмотря на то, что уже немало слышали об основателях Академгородка, узнавали для себя что-то новое.

«Благодаря тому что мы учимся в лицее имени Лаврентьева, нам о нем много рассказывали, поэтому некоторые факты я уже знал. Например, про кумулятивные снаряды. Но всё равно было интересно услышать, как велась эта разработка со стороны личной жизни Михаила Алексеевича. К тому же мне было интересно послушать с учётом моих дальнейших планов. Я интересуюсь программированием, возможно, с уклоном в сферу ядерной энергетики или астрономии», – поделился своими впечатлениями о прошедшей лекции с «Континентом Сибирь» ученик 8 математического класса Кирилл Степанов.

«Я считаю, что это очень важная задача. В начале встречи я задавал ученикам несколько вопросов, и оказывается, ребята не так много знают про то место, где они живут. Эту ситуацию, безусловно, требуется исправлять. Сегодня я представил факты из истории, но такую лекцию необходимо сопроводить еще рассказом или даже серией рассказов о том, что сейчас происходит в Академгородке, над чем сегодня работают наши ученые. Иногда, к сожалению, можно видеть в интернете сообщения о том, что Академгородок умирает. И распространение такой информации отчасти побуждает ребят уезжать и получать образование в других городах и даже странах. Но на самом деле Академгородок живет и развивается. Например, сейчас здесь реализуется два крупных федеральных проекта. Это, разумеется, Сибирский кольцевой источник фотонов (СКИФ), а также университетский кампус мирового уровня – крупный федеральный проект, уникальность которого в том, что строится он благодаря частному финансированию, а именно инвестициям выпускника нашего Университета Виктора Харитонина, председателя совета директоров российской фармацевтической компании «Фармстандарт». Об этом надо говорить, ведь ребята должны понимать, что они получают, когда идут учиться в Новосибирский государственный университет», – сказал «Континенту Сибирь» о важности таких встреч со школьниками Михаил Михайлович Лаврентьев после лекции.

Слушателей интересовал и сам лектор. Ученики спрашивали, насколько на него повлияла известность его дедушки, мешала или, наоборот, помогала. Михаил Михайлович Лаврентьев считает, что преемственность ему скорее помогла определиться с выбором специальности, ведь в какой-то степени он пошел по стопам своего деда, став математиком.

«Мои первые работы касаются разрешимости нелинейных дифференциальных уравнений с частными производным. Но сейчас я перешел на использование современных аппаратных архитектур для ускорения решения практических задач. Мы занимаемся проблемой цунами. Раньше, чтобы в рамках математической модели «прокатить волну» через Тихий океан, институты использовали суперкомпьютер. Теперь мы делаем это на персональном компьютере за двадцать минут. Это не графический ускоритель, это другая архитектура. Мы рассчитываем, что сможем буквально за пару минут давать расчет максимальной высоты волны вдоль всего защитного побережья. Пока еще до этого не дошли, но движемся в этом направлении», – поделился с ученикам о своей личной работе Михаил Михайлович Лаврентьев.

Учеников лицея интересовало, возможно ли сейчас появление в науке человека подобной величины, ведь Михаил Алексеевич работал на стыке сразу нескольких научных направлений, тогда как нарастание объема научных знаний со временем ведет к большей специализации. По мнению Михаила Михайловича, такие люди, как его дед, рождаются нечасто. Однако выступающий заметил, что и сейчас самые интересные открытия делаются все же на стыке наук. Поэтому, отвечая на вопрос слушателей, он выделил два возможных пути: в науке продолжат появляться универсальные личности, способные интуитивно понимать различные области знания и объединять их в своей работе, или речь идет об организации коллективов, по принципам, заложенным Михаилом Алексеевичем, где работают вместе специалисты из разных дисциплин и направлений и столь же прорывные результаты получаются за счет синергии. Михаил Михайлович констатировал, что с этой точки зрения имеют большое преимущество такие научные кластеры, как новосибирский Академгородок. По его оценкам, на Сибирское отделение приходится около 12−13% всего потенциала Российской Академии наук. Но главное, что институты располагаются буквально в шаговой доступности друг от друга. Что невозможно, например, в Москве.

Нашлось место на встрече и совсем личным впечатлениям. «Михаил Алексеевич любил заниматься с детьми. Он звал ребят с Золотой долины, нас было много с разницей в возрасте максимум пять лет. Мы всей толпой усаживались в крошечную машинку ГАЗ-69, до тринадцати детей собиралось, и ехали на море. Сейчас непонятно, как мы все помещались в этой машине. Такой компанией мы выезжали на дамбу запускать воздушного змея. Его никто об этом не просил, ему просто было интересно с нами проводить время, возможно, он так заряжался для дальнейшей своей работы. А еще у деда был пистолет Макарова, и несколько раз он звал меня пострелять, для ребенка это, конечно, было счастьем», – вспоминает о своем детстве Михаил Лаврентьев.

 

Источники:

О чем спрашивали внука Михаила Лаврентьева ученики новосибирского лицея № 130 – Континент Сибирь (ksonline.ru), Новосибирск, 4 декабря 2025.